Общая | Январь 23, 2022,15:49
Символизированное значение слова земля в лирике В.С. Высоцкого.
Символ можно определить как языковой знак, имеющий прямое или переносное значение, выполняющий экспрессивную функцию и способный передавать культурные ценности высокой степени значимости из поколения в поколение, а также служить геном содержания произведения. Рассмотрим на основе лирики В.Высоцкого особенности символов. Проанализируем символ земля.
Кто сказал: «Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
[Песня о земле, В.Высоцкий, 2008, 42.]
В данной строфе слово Земля сохраняет связь с узуальным значением – «планета Солнечной системы». [Ожегов, 2001, 229].
Земля также в этом тексте выступает символом жизни и всего живого – это переносное символизированное значение [Багдасарян, 2005, 183-184]. Но не каждое переносное значение является символом. По мнению Ю.М. Лотмана, отличительной характеристикой символа является его способность выполнять функцию «гена сюжета»: символ служит отправной точкой при создании художественного произведения. Вокруг символа разворачивается всё произведение. Автор сначала определяет главную идею (ключевую мысль), затем с помощью символа, сюжета и продуманной композиции помогает читателю воспринять авторскую оценку реалий. Стихотворение В.Высоцкого «Песня о земле» подтверждает мысль, что символ – ген произведения: автор строит все свои размышления вокруг этого символа:
Кто сказал: «Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки – как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет, -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля – это наша душа,-
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время…
[Высоцкий, Песня о земле 2008, 42.]
Символ земля в значении «всего живого» является ключевым для стихотворения. Мы наблюдаем многочисленные повторы слова Земля: нет ни одной строфы, где бы не присутствовал этот символ. Можно выделить 3 тематические группы, с которыми соотносится символ Земля в данном стихотворении: сравнение Земли с матерью, связь символа Земля со страданием и с надеждой на будущее. С первых строк В.Высоцкий заряжает читателей уверенностью в непоколебимости нашей планеты: «Кто сказал: «Все сгорело дотла, больше в Землю не бросите семя!»? Эти строки - восклицание, выражающее авторский протест, несогласие. В.Высоцкий использует риторический вопрос, чтобы выразить своё недоумение. Следующие строчки передают то же настроение: «Кто сказал, что Земля умерла?» Автор олицетворяет Землю, об этом говорит сочетаемость «Земля умерла»: глагол умереть мы традиционно используем с существительными, обозначающими живые существа, людей. Восприятие Земли как живого проявляется и в строке: «Нет, она затаилась на время!» Отрицательная частица, глагол затаиться и восклицательный знак призваны показать, что Земля не сдается. Таким образом, в первой строфе автор выражает надежду на будущее нашей планеты.
Ассоциация Земли с матерью характерна и для следующей строфы: «Материнства не взять у Земли». В.Высоцкий говорит, что материнства у Земли «не отнять, как не вычерпать моря». Автор прибегает в данной строчке к гиперболизированному сравнению, которое передает читателю уверенность в том, что Земля для нас всегда останется матерью, на Земле будет жизнь. В следующей строке: «Кто поверил, что Землю сожгли?», выражающей недоумение автора, говорится о надежде на будущее Земли.
Высоцкий употребляет сочетание слова земля с фразеологизмом чернеть от горя. Эта сочетаемость говорит о том, что Земля в этом стихотворении В. Высоцкого - наименование людей, к которым пришла беда: фразеологизм чернеть от горя традиционно используется для характеристики людей, которые переживают большие беды. Эта сочетаемость также связана с восприятием земли как матери, женщины: «почернеть от горя» мы часто говорим именно о женщине. Поэт пишет о том, что жизнь на Земле связана со страданиями, несчастьем. «Как разрезы, траншеи легли, и воронки, как раны зияют». Эта конструкция, построенная на сравнениях, показывает, как страдает наша планета от войн. Причина страданий Земли очевидна, хотя и не названа прямо: слова траншеи и воронки, как реалии войны, становятся в данном тексте ее символами. Предложение «Обнаженные нервы Земли неземное страдание знают» представляет собой развернутую метафору, которая продолжает сравнение Земли с живым существом. Поэт использует очень эмоциональное слово «неземное», которое традиционно характеризует что-то, проявляющееся в высшей степени, сверхъестественное [Евгеньева, 1984, 124]. Употребление рядом слов «неземное» и «земля», направлено на сопоставление земного, реального, происходящего на Земле и неземных, нестерпимых, выше человеческих сил страданий.
Последующая строфа полна уверенности в том, что Земля выстоит: «Она вынесет все, переждет,- не записывай Землю в калеки!». Если в первой строфе поэт использует прошедшее время глаголов (сгорело, умерла, затаилась), то теперь употребляется будущее время глаголов (вынесет, переждет), которое выражает больше уверенности в силе Земли. Значима и вторая строка: автор употребляет повелительное наклонение и восклицательную интонацию в предложении, так что оно становится похожим на лозунг, призыв: «Не записывай Землю в калеки!»
Прием олицетворения используется и в конструкции: «Кто сказал, что Земля не поет, что она замолчала навеки?!» Олицетворение обусловливается сочетаемостью слова Земля с такими глаголами, как поет, замолчала. В данных строках тоже выражается недоумение поэта, оно так же передается с помощью риторического вопроса и восклицания. Но уже в следующей строфе чувствуется уверенность автора в силе Земли: «Нет! Звенит она, стоны глуша, изо всех своих ран, из отдушин…». В данной строфе надежда на спасение Земли выражается с еще большей твердостью. И следующая строка усиливает эту надежду: «Ведь Земля – это наша душа, - сапогами не вытоптать душу!» В сознании русского человека душа связана с самым сокровенным, возвышенным, сопоставление Земли с душой говорит нам об отношении поэта к Земле, она ему так же дорога, как душа для каждого русского человека. Подчеркивает такое отношение противопоставление духовных сил народа и разрушительных действий врага. Сапоги традиционно воспринимаются как символ войны, которая является врагом Земли и всего живого на Земле. Грязными сапогами враждебных людей, не вытоптать душу (Землю), возвышенную, чистую, добрую. Глагол вытоптать употреблен в неопределенной форме, которая придает тексту обобщающий смысл. В предложении мы слышим и призыв беречь Землю. Это ключевая мысль текста, выражаемая при помощи символа Земля. В двух заключительных строках автор повторяет слова из первой строфы стихотворения: «Кто поверил, что Землю сожгли?! Нет! Она затаилась на время…» Кольцевая композиция стихотворения позволяет В.Высоцкому ярче выразить идею произведения: Земля выживет и вынесет все беды. Подводя итоги анализа, мы можем утверждать, что символ Земля является геном данного стихотворения, так как вокруг него разворачиваются рассуждения автора, строятся все образы.
Система символов является универсальным кодом, который представляет собой культурный контекст, становится средством передачи информации через поколения. Символ «земля» традиционен для русской культуры: Земля – единственная планета, на которой есть жизнь; это планета людей. Посредством метонимии слово Земля становится символом всей жизни на Земле. Символ создается с помощью метонимического переноса наименования, используемого в значении «место обитания всего живого», - на жизнь и все живое на Земле.
Символ неразрывно связан с культурой народа. Понимание слова земля как символа всего живого является традиционным для русской поэзии. Мы можем найти многочисленные примеры текстов, в которых слово Земля с исходным значением «планета» ассоциируется с жизнью на Земле. В «Словаре русской поэзии» приведены многочисленные примеры использования слова Земля как символа жизни [Иванова,2004].
У Н.М. Карамзина земля представляется как храм, обитель любви, и это оправданно, потому что любовь, как проявление высших движений души, является достоянием людей. Только люди обладают душой и способностью любить. А земля, как место обитания всех людей с их душевными волнениями, становится храмом этого чувства. Как средство выражения символа выступает метонимический перенос с места обитания на людей, живущих на земле, рождается символ всего живого – земля:
Любовь! везде твоя держава,
Везде твоя сияет слава;
Земля есть твой огромный храм.
[Карамзин, Весеннее чувство, 219].
В произведении В.Г. Бенедиктова земля является обителью слез, местом, в котором живут горе, страдание. Автор сравнивает форму нашей планеты с формой яблока, появляется метафора «яблоко земли»:
Вот ширится (облако) и крыльями густыми
Объемлет дол, - и слезы потекли
В обитель слез – на яблоко земли.
[Бенедиктов, Облака, 2004, 217].
С этим восприятием земли можно сравнить строки из стихотворений Высоцкого, в которых он говорит о страданиях, ранах Земли, поэт тоже подчеркивает, что земля полна горестей и бед:
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки – как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
[Высоцкий, Песня о земле, 2008, 42].
Но ближе всего Высоцкий по восприятию земли к В.Я. Брюсову. Для В.Я. Брюсова Земля – это мать:
Я – сын земли, дитя планеты малой,
Затерянной в пространстве мировом,
Под бременем веков давно усталой.
[ Брюсов, Сын земли, 2004, 217].
Эта восприятие типично для славянских народов, и авторы часто используют его [Рошаль, 2006, 183-184]. Высоцкий опирается на традиционное значение символа Земля:
Материнства не взять у Земли
Не отнять, как не вычерпать моря.
[Высоцкий, Песня о земле, 2008, 42].
Но слово земля помимо наименования «всего живого» может иметь и другие, совершенно противоположные ассоциации. Словом земля передается и значение смерти. Например, в следующих раздумьях:
Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
Он осколков беречься не стал, -
И в бою над Сурою
Он обнялся с землею,
Только – ветер обрывки письма разметал.
[ Письмо, В.Высоцкой, 2008, 222]
В произведении автор рисует страшную картину войны, которая несет смерть. Атмосферу боя поэт передает с помощью символов: траншеи, автомат, осколок. В. Высоцкий говорит о гибели солдата: «Он обнялся с землею». В данном предложении используются ассоциации символа Земля с другим прямым значением слова: земля понимается как почва, верхний слой земной коры [Ожегов, 2001, 229]. И переносное символизированное значение становится другим: земля превращается в символ могилы, смерти [Багдасарян, 2005, 183-184]. Ассоциация земли с могилой, смертью не случайна. У славянских народов умерших людей принято придавать земле, хоронить, закапывать в землю. Место захоронения (земля) становится наименованием могилы, смерти - используется перенос по смежности (метонимия). Драматическое значение этого символа обусловливается и сочетаемостью: автор использует перифраз – обняться с землей, так передается значение смерти. Печальные размышления завершает строчка: «Только – ветер обрывки письма разметал». В ней мы чувствуем печаль лирического героя, его скорбь по погибшему товарищу. Приведем примеры из творчества В.Высоцкого, в которых земля употребляется как символ смерти:
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землей.
Мы не успели оглянуться –
А сыновья уходят в бой!
[Сыновья уходят в бой, В.Высоцкий, 2008,43]
Над нами – шквал, - он застонал –
И в нем осколок остывал, -
И на вопрос его ответить я не смог.
Он в землю лег – за пять шагов,
За пять ночей и за пять снов –
Лицом на запад и ногами на восток.
[О моем старшине, В.Высоцкий 2008, 34]
Этим стихотворениям свойственно символизированное употребление слова земля со значением «могила». В первом тексте В.Высоцкий употребляет две перифразы: «глаза сомкнутся» и «обнимусь с землей». Они используются для обозначения смерти. Глагольная перифраза «обнимусь с землей» усиливается наречием крепко, что говорит о неотвратимости смерти. Трагизм войны передается строчкой: «Мы не успели оглянуться – а сыновья уходят в бой». Автор подчеркивает, что война всегда приходит неожиданно, и одно из самых тяжелых испытаний на войне – это переживать смерть своих детей. Во втором стихотворении лирический герой рассказывает о смерти своего старшины. Военную обстановку передают слова-символы: шквал, осколок. Печаль героя выражается словами: «И на вопрос его ответить я не смог». Автор использует перифраз «лечь в землю» в значении погиб, похоронен. На это указывает и конструкция: «Лицом на запад и ногами на восток». У русских в обрядах похорон восток ассоциируется с восходом солнца, и с жизнью, а запад – с закатом, и смертью [Тресиддер, электронный ресурс].
Значение смерти, могилы, у слова Земля является традиционным для русской поэтики. Такое употребление символа земля встречается в произведениях С.Я. Надсона, А.А. Блока, М.И. Цветаевой и других.
Например, в стихотворении С.Я. Надсона используется ассоциация земли со смертью:
Под саваном мрачным земли
Сомкнутся усталые веки,
Улягутся в сердце страданья мои.
[Надсон, Признание умирающего отверженца,2004, 217].
Автор для усиления выразительности использует развернутую метафору «мрачный саван земли»: слово саван включается в текст, потому что является атрибутом похорон и связан с символикой смерти [Тресиддер, электронный ресурс]. Определение мрачный подчеркивает тревожную и печальную атмосферу, что вторит настроению всего стихотворения. Пониманию значения символа земля помогает перифраз «сомкнутся веки». Подобный перифраз встречается и в стихотворении Высоцкого «Сыновья уходят в бой»: Сейчас глаза мои сомкнутся.
Употребление символа земля со значением смерти у В.С.Высоцкого близко к понимаю у А.А. Блока:
В этом огненном смерче обняла она крепче
Пыльно-грязной земли раскаленную печь…
[Блок, Легенда, 2004, 220].
С данным текстом можно сопоставить строки из стихотворения Высоцкого «Сыновья уходят в бой» и «Письмо», потому что символика слова земля в этих строках создается с помощью перифразы «обняться с землей»:
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землей.
[Сыновья уходят в бой, В.Высоцкий, 2008,43].
Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
Он осколков беречься не стал, -
И в бою над Сурою
Он обнялся с землею,
Только – ветер обрывки письма разметал.
[Письмо, В.Высоцкой, 2008, 222].
М.И. Цветаева использует развернутую метафору «ненасытимая прорва земли»; земля уподобляется глотке, которая жаждет поглотить все живое [Ушаков, 2000, 237 ]:
Сколько возможностей Вы унесли
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька?
[Цветаева, Бабушке, 2004, 218].
У Высоцкого мы не находим негативного восприятия Земли, даже когда Земля ассоциируется с могилой и смертью:
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землей.
[Сыновья уходят в бой, В.Высоцкий, 2008,43]
Если сравнить два значения символа земля - «жизнь» и «смерть», мы можем наблюдать явление энантиосемии - противопоставленности символизированных значений. С одной стороны, мать-земля, которая кормит человека и дает ему жизнь, а с другой стороны – это могила, смерть.
Высоцкий, используя традиционный, часто употребляемый поэтами символ, избегает повторений. Это становится возможным благодаря новым, неожиданным сочетаемостям, ярким метафорам и тропам.
I. Библиография.
II. Словари.
III.Тексты художественных произведений В.Высоцкого.
Цитаты и фактический материал сверены.
Следующая | Комментарии (0)
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.